Медиа Форум
2015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000
ENGLISH VERSION






Программа в Московском музее современного искусства

Программа в Центре современной культуры «Гараж»

Образовательные программы

Мультимедийный перформанс Риодзи Икеда

Конкурс студенческих работ






Образовательные программы XII «Медиа Форума» 33 Московского Международного Кинофестиваля

Центр современной культуры «Гараж», 24–27 июня 2011 года

«Медиа Форум» традиционно делает акцент на образовательной составляющей своей программы и живом общении зрителей с признанными мастерами мирового мультимедийного искусства. Эйя-Лииза Ахтила (Финляндия), Фиона Тан (Нидерланды), Лесли Торнтон (США), Ранбир Калека (Индия) помогут участникам разобраться в актуальной для сегодняшнего искусства проблематике.

25 июня

16.00 – Fiona Tan (Netherlands): A lapse of Memory/ Фиона Тан (Нидерланды) «Истечение памяти» — лекция  в Центре современной культуры «Гараж»

«Память – это склад на фабрике времени», — говорит художница, родившаяся в Индонезии, выросшая в Австралии, живущая в Нидерландах и ставшая знаменитой настолько, чтобы представлять эту чужую для себя страну на 53 Венецианской биеннале. Для главного торгового порта средневековой Европы она создает видеоисторию о мальчике, уехавшем на восток и странствовавшем двадцать пять лет, – венецианском купце Марко Поло. Это красочное, со многими декорациями видео становится размышлением о собственной идентичности «профессиональной иностранки» и декларацией постоянной темы ее работ – многовековой истории взаимоотношений между востоком и западом. В беседах с арт-критиками она рассказывает о зыбких взаимоотношениях между зрением, памятью и знанием, о ненадежности глаз, о противоречивых взаимоотношениях между словом и образом, между фактом и вымыслом. А журналисты в свою очередь любят ее за смелые эксперименты с языками кинематографа, изобразительного искусства и фотографии, за внушительный список выставок и фестивалей от приза за лучший дебют Нидерландского кинофестиваля и до экспозиций в Рейхсмузее (Амстердам), Центре Помпиду (Париж), на XI Документе (Кассель) и многих других.  В «Гараже» можно будет увидеть и самые ранние, и самые свежие из ее работ.

26 июня

15.00 - презентация издания «Расширенное кино: определение границ» в Центре современной культуры «Гараж»

К открытию «Медиа Форума» готовится издание каталога-исследования с подборкой ключевых публикаций, касающихся пересечения двух сфер экранной культуры, и представлением работ участников «Медиа Форума» во всем многообразии их восприятия и анализа темы «расширенного кинематографа». На презентации издания выступят Ольга Шишко, Кирилл Разлогов, Олеся Туркина.

 

 

 

17.00 - Ranbir Kaleka: “...where time moves slowly”/ Ранбир Калека: “...там где время течет медленно”  лекция в Центре современной культуры «Гараж»

Один из самых известных индийских художников в мире Ранбир Калека, учился живописи в лондонском Королевском колледже искусств, и нельзя сказать, чтобы с тех пор он перестал ею заниматься. Во всяком случае, в его творчестве присутствует понимание цифрового видео как движущегося живописного изображения, которое он подчеркивает мотивами, формами и стилистикой классического искусства востока и запада. От декоративного «оживления живописи» его работы отличают глубокие размышления о истории своей страны, о восприятии и контексте искусства.

«Гибридные формы хрупки и требовательны. Калека соединяет видео и живопись способом, который оживляет оба медиа, соединяя свое пронзительное мастерство с современным пониманием движения и времени» (Art In America).

 19.00 –  Harun Farocki (Germany): «Some dissect a bird in order to eat it, others in order to discover how to fly»/ Харун Фароки (Германия): «Кто-то препарирует птицу, чтобы съесть ее, кто-то – чтобы научиться летать» – ретроспективный показ работ  в Центре современной культуры «Гараж» 

Важнейший представитель немецкой кинодокументалистики, режиссер и сценарист, он снял около девяноста фильмов и сейчас преподает в Университете в Беркли и Венской академии изящных искусств. Снял ленты, посвященные Петеру Вайсу, Петеру Лорре, Жану-Мари Штраубу, Вилему Флуссеру. Ретроспективы его работ были показаны на кинофестивалях в Локарно и Сингапуре, Международном фестивале независимого кино в Буэнос-Айресе, в Нью-Йоркском музее современного искусства, многих других кино- и арт-институциях по всему миру.


27 июня

17.00 – Eija-Liisa Ahtila (Finland)/Эйя-Лииза Ахтила (Финляндия) «Идея линейности наводит на меня тоску...» – лекция  в Центре современной культуры «Гараж»

Можно было бы сказать, что одна из самых знаменитых видеохудожниц нашего времени Эйя-Лииза Ахтила снимает документальные фильмы, однако она разворачивает их действие на несколько экранов, где по-разному идет время, где монологи перетекают с одной проекции на другую, от персонажа к персонажу, где субъективность их восприятия продиктована самим устройством реальности. На материале ее работ легко изучать особенности современного видеоарта в целом, и ее творчество представляет собой один из лучших его образцов, присутствуя почти во всех исследованиях посвященных сегодняшнему искусству, например, как у Брендона Тейлора: «Обратившись же к знаменитой финской художнице Эйя-Лиизе Ахтила, одной из новых звезд международной выставочной жизни, <...> нельзя не понять, что именно форма многоэкранных инсталляций-реконструкций играет главную структурную роль в показе искаженной субъективности, которую зритель так и не в силах воспринять целиком. Пользуясь контрапунтом почти как в фуге, Ахтила прибегает к одновременной проекции для того, чтобы восстановить власть экспериментального кино в эпицентре культуры, не удовлетворяясь более положением на обочине, где предпочитает видеть его индустрия развлечений».

Работы Ахтилы, действительно, можно увидеть на самых значимых художественных мероприятиях мира, кассельской «Документе»  или Венецианской биеннале, о ее звездном статусе свидетельствуют и многочисленные награды, включая AVEK – за важные достижения в области аудио-визуальной культуры (1997), Edstrand Art Price (1998), почетное упоминание на 48-ой Венецианской биеннале (1999), Премию Винсента Ван Гога в области современного искусства (2000), Artes Mundi Prize (2006). Ее работа есть и на выставке «Расширенное кино. Часть 2» в «Гараже». Однако, чтобы всерьез познакомиться с творчеством Ахтилы, зрителю придется поездить по всему миру, посещая различные арт-мероприятия, или посетить лекцию в «Гараже», где художница постарается максимально подробно рассказать о своих произведениях и показать их московским зрителям.

19.00 – Leslie Thornton (USA): Some animals will pay attention to each other. Some will pay attention to the thing holding the camera / Лесли Торнтон (США): «Некоторые животные обращают внимание друг на друга. Другие – на некий объект, держащий камеру» – лекция в Центре современной культуры «Гараж»

Лесли Торнтон одна из первых, кто еще в 80-е годы обратил внимание на смежность кино- и художественного пространств и воплотил это в своих работах, смешав в них не только кино и видеоарт, но архивные съемки, элементы сайенс фикшн и этнографические материалы, серьезно повлияв на последующих интерпретаторов экранной культуры. Фактически выросло целое поколение молодых авторов, для которых Торнтон –  гуру и легенда. Обосновывать ее присутствие на «Медиа Форуме» в качестве звезды арт-мира, можно было бы только за счет выдержек из газетных публикаций, превозносящих ее в качестве титулованного деятеля искусства, лауреата премии Американского института имени Майи Дерен за жизненные достижения и премии Alpert Award in the Arts в номинации «Медиа». Вот более обстоятельный анализ: «Три главных объекта ее интереса – это гендерная идентичность, история колониального режима и влияние технического прогресса на нашу повседневную жизнь. Ее становление как режиссера шло от формальных экспериментов к исследованию форм повествовательности в кинематографе и от фильмов к видеоинсталляциям. Ее работы отражают коренные изменения, произошедшие в авангардном кинематографе, движущемся от структурности к нарративу  и от аналогового к цифровому видео. Ее личное развитие и большой стаж преподавательской работы делают Торнтон одной из самых интересных художниц в обсуждении изменений, которые кино и изобразительная культура претерпела за последние десятилетия» (Resevoir, Zurich).

Работы Лесли Торнтон выставлялись по всему миру в таких музеях, как МoМА Нью-Йорк, Музее Уитни, Центре Помпиду, галерее Тейт Модерн, MoMA PS.1 и многих других. Помимо этого, Лесли Торнтон – преподаватель Брауновского университета, что, во многом, объясняет и ее влияние на молодых художников и гарантирует не только показ видеоработ на лекции в «Гараже», но и  серьезное искусствоведческое обоснование важных проблем современной экранной культуры.


Центр современной культуры «Гараж» 
ул. Образцова, 19/2, к. 1
www.garageccc.com