Программа в Московском музее современного искусства
Программа в Центре современной культуры «Гараж»
Центр современной культуры «Гараж», 24–27 июня 2011 года
«Медиа Форум» традиционно делает акцент на образовательной составляющей своей программы и живом общении зрителей с признанными мастерами мирового мультимедийного искусства. Эйя-Лииза Ахтила (Финляндия), Фиона Тан (Нидерланды), Лесли Торнтон (США), Ранбир Калека (Индия) помогут участникам разобраться в актуальной для сегодняшнего искусства проблематике.
25 июня
16.00 – Fiona Tan (Netherlands): A lapse of Memory/ Фиона Тан (Нидерланды) «Истечение памяти» — лекция в Центре современной культуры «Гараж»
«Память – это склад на фабрике времени», — говорит художница, родившаяся в Индонезии, выросшая в Австралии, живущая в Нидерландах и ставшая знаменитой настолько, чтобы представлять эту чужую для себя страну на 53 Венецианской биеннале. Для главного торгового порта средневековой Европы она создает видеоисторию о мальчике, уехавшем на восток и странствовавшем двадцать пять лет, – венецианском купце Марко Поло. Это красочное, со многими декорациями видео становится размышлением о собственной идентичности «профессиональной иностранки» и декларацией постоянной темы ее работ – многовековой истории взаимоотношений между востоком и западом. В беседах с арт-критиками она рассказывает о зыбких взаимоотношениях между зрением, памятью и знанием, о ненадежности глаз, о противоречивых взаимоотношениях между словом и образом, между фактом и вымыслом. А журналисты в свою очередь любят ее за смелые эксперименты с языками кинематографа, изобразительного искусства и фотографии, за внушительный список выставок и фестивалей от приза за лучший дебют Нидерландского кинофестиваля и до экспозиций в Рейхсмузее (Амстердам), Центре Помпиду (Париж), на XI Документе (Кассель) и многих других. В «Гараже» можно будет увидеть и самые ранние, и самые свежие из ее работ.
26 июня
15.00 - презентация издания «Расширенное кино: определение границ» в Центре современной культуры «Гараж»
К открытию «Медиа Форума» готовится издание каталога-исследования с подборкой ключевых публикаций, касающихся пересечения двух сфер экранной культуры, и представлением работ участников «Медиа Форума» во всем многообразии их восприятия и анализа темы «расширенного кинематографа». На презентации издания выступят Ольга Шишко, Кирилл Разлогов, Олеся Туркина.
17.00 - Ranbir Kaleka: “...where time moves slowly”/ Ранбир Калека: “...там где время течет медленно” лекция в Центре современной культуры «Гараж»
Один из самых известных индийских художников в мире Ранбир Калека, учился живописи в лондонском Королевском колледже искусств, и нельзя сказать, чтобы с тех пор он перестал ею заниматься. Во всяком случае, в его творчестве присутствует понимание цифрового видео как движущегося живописного изображения, которое он подчеркивает мотивами, формами и стилистикой классического искусства востока и запада. От декоративного «оживления живописи» его работы отличают глубокие размышления о истории своей страны, о восприятии и контексте искусства.
«Гибридные формы хрупки и требовательны. Калека соединяет видео и живопись способом, который оживляет оба медиа, соединяя свое пронзительное мастерство с современным пониманием движения и времени» (Art In America).
19.00 – Harun Farocki (Germany): «Some dissect a bird in order to eat it, others in order to discover how to fly»/ Харун Фароки (Германия): «Кто-то препарирует птицу, чтобы съесть ее, кто-то – чтобы научиться летать» – ретроспективный показ работ в Центре современной культуры «Гараж»
Важнейший представитель немецкой кинодокументалистики, режиссер и сценарист, он снял около девяноста фильмов и сейчас преподает в Университете в Беркли и Венской академии изящных искусств. Снял ленты, посвященные Петеру Вайсу, Петеру Лорре, Жану-Мари Штраубу, Вилему Флуссеру. Ретроспективы его работ были показаны на кинофестивалях в Локарно и Сингапуре, Международном фестивале независимого кино в Буэнос-Айресе, в Нью-Йоркском музее современного искусства, многих других кино- и арт-институциях по всему миру.
27 июня
17.00 – Eija-Liisa Ahtila (Finland)/Эйя-Лииза Ахтила (Финляндия) «Идея линейности наводит на меня тоску...» – лекция в Центре современной культуры «Гараж»
Можно было бы сказать, что одна из самых знаменитых видеохудожниц нашего времени Эйя-Лииза Ахтила снимает документальные фильмы, однако она разворачивает их действие на несколько экранов, где по-разному идет время, где монологи перетекают с одной проекции на другую, от персонажа к персонажу, где субъективность их восприятия продиктована самим устройством реальности. На материале ее работ легко изучать особенности современного видеоарта в целом, и ее творчество представляет собой один из лучших его образцов, присутствуя почти во всех исследованиях посвященных сегодняшнему искусству, например, как у Брендона Тейлора: «Обратившись же к знаменитой финской художнице Эйя-Лиизе Ахтила, одной из новых звезд международной выставочной жизни, <...> нельзя не понять, что именно форма многоэкранных инсталляций-реконструкций играет главную структурную роль в показе искаженной субъективности, которую зритель так и не в силах воспринять целиком. Пользуясь контрапунтом почти как в фуге, Ахтила прибегает к одновременной проекции для того, чтобы восстановить власть экспериментального кино в эпицентре культуры, не удовлетворяясь более положением на обочине, где предпочитает видеть его индустрия развлечений».
Работы Ахтилы, действительно, можно увидеть на самых значимых художественных мероприятиях мира, кассельской «Документе» или Венецианской биеннале, о ее звездном статусе свидетельствуют и многочисленные награды, включая AVEK – за важные достижения в области аудио-визуальной культуры (1997), Edstrand Art Price (1998), почетное упоминание на 48-ой Венецианской биеннале (1999), Премию Винсента Ван Гога в области современного искусства (2000), Artes Mundi Prize (2006). Ее работа есть и на выставке «Расширенное кино. Часть 2» в «Гараже». Однако, чтобы всерьез познакомиться с творчеством Ахтилы, зрителю придется поездить по всему миру, посещая различные арт-мероприятия, или посетить лекцию в «Гараже», где художница постарается максимально подробно рассказать о своих произведениях и показать их московским зрителям.
19.00 – Leslie Thornton (USA): Some animals will pay attention to each other. Some will pay attention to the thing holding the camera / Лесли Торнтон (США): «Некоторые животные обращают внимание друг на друга. Другие – на некий объект, держащий камеру» – лекция в Центре современной культуры «Гараж»
Лесли Торнтон – одна из первых, кто еще в 80-е годы обратил внимание на смежность кино- и художественного пространств и воплотил это в своих работах, смешав в них не только кино и видеоарт, но архивные съемки, элементы сайенс фикшн и этнографические материалы, серьезно повлияв на последующих интерпретаторов экранной культуры. Фактически выросло целое поколение молодых авторов, для которых Торнтон – гуру и легенда. Обосновывать ее присутствие на «Медиа Форуме» в качестве звезды арт-мира, можно было бы только за счет выдержек из газетных публикаций, превозносящих ее в качестве титулованного деятеля искусства, лауреата премии Американского института имени Майи Дерен за жизненные достижения и премии Alpert Award in the Arts в номинации «Медиа». Вот более обстоятельный анализ: «Три главных объекта ее интереса – это гендерная идентичность, история колониального режима и влияние технического прогресса на нашу повседневную жизнь. Ее становление как режиссера шло от формальных экспериментов к исследованию форм повествовательности в кинематографе и от фильмов к видеоинсталляциям. Ее работы отражают коренные изменения, произошедшие в авангардном кинематографе, движущемся от структурности к нарративу и от аналогового к цифровому видео. Ее личное развитие и большой стаж преподавательской работы делают Торнтон одной из самых интересных художниц в обсуждении изменений, которые кино и изобразительная культура претерпела за последние десятилетия» (Resevoir, Zurich).
Работы Лесли Торнтон выставлялись по всему миру в таких музеях, как МoМА Нью-Йорк, Музее Уитни, Центре Помпиду, галерее Тейт Модерн, MoMA PS.1 и многих других. Помимо этого, Лесли Торнтон – преподаватель Брауновского университета, что, во многом, объясняет и ее влияние на молодых художников и гарантирует не только показ видеоработ на лекции в «Гараже», но и серьезное искусствоведческое обоснование важных проблем современной экранной культуры.
Центр современной культуры «Гараж»
ул. Образцова, 19/2, к. 1
www.garageccc.com