Медиа Форум
2015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000
ENGLISH VERSION






Программа в Московском музее современного искусства

Программа в Центре современной культуры «Гараж»

Образовательные программы

Мультимедийный перформанс Риодзи Икеда

Конкурс студенческих работ






Test Pattern — живой мультимедийный перформанс Риодзи Икеда (Япония) на открытии «Медиа Форума» ММКФ

Центр современной культуры «Гараж», 24.06.2011

Организаторы: «МедиаФест», Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»
Соорганизаторы: Московский Музей Современного Искусства, Центр современной культуры «Гараж»
При поддержке: Japan Fondation

В этом году программу «Медиа Форума» открывает один из самых талантливых саунд-художников Риодзи Икеда (Япония) — звезда зарубежных медиаарт-фестивалей. С 1995 года он создает звуковые инсталляции, выпускает музыкальные альбомы и выступает с живыми перформансами на крупнейших арт-мероприятиях, таких как барселонский Sonar и нидерландский DEAF, открытие берлинской Transmediale. Икеда сотрудничал с балетмейстером Уильямом Форсайтом и архитектором Тойо Ито, стал обладателем «Золотой Ники» австрийской Ars Electronica, а его работы выставлялись в галерее «Тейт Модерн», Центре Жоржа Помпиду, крупнейших художественных музеях и центрах.

«Медиа Форум» 2011 года посвящен теме расширенного кинематографа. Он включает в себя проекты, определяющие или стирающие различия между кинематографической и художественной эстетикой. Одно из главных объяснений, в чем же разница, состоит в том, что кинематограф заставляет аудиторию задумываться только о содержании фильма, в то время как видеохудожники акцентируют внимание зрителя на самом процессе восприятия визуальной информации. Нечто похожее происходит и в саунд-арте.

Если видеохудожники заставляют зрителя сконцентрироваться на категориях линейности и последовательности изложения, различных формах нарратива или полного отсутствия повествовательной структуры, то саунд-художники проделывают то же самое со слухом. В отличие от музыкантов они работают не с мелодиями или гармоническими сочетаниями звуков, а занимаются «организацией звукового пространства». Именно это словосочетание в свое время Джон Кейдж предложил вместо традиционного термина «музыка», и с этого момента саунд-художники стали работать со слухом как с целостной системой восприятия мира, одной из важнейших для человека. Именно поэтому организаторы «Медиа Форума» предположили, что выступление одного из крупнейших представителей саунд-арта станет не только эффектной прелюдией к событиям этого года, но и необходимой для них параллелью с тем, что происходит в других областях медиатворчества, где также реализуется идея расширения пределов восприятия и стирания границ между разными коммуникативными каналами.

Само название перформанса, с которым выступит Икеда, — Test Pattern (2010) обозначает систему, преобразующую любую информацию в форму штрихкода — то есть в форму, удобную для считывания при помощи технических средств. Первоначально, чтобы достичь такого результата, изобретатель штрихкода Норман Джозеф Вудланд приспособил для его создания технологию «оптического саундтрека», используемую для записи звука в кинофильмах. Звук в первую очередь и важен для саунд-художника, однако зрительная система у большинства людей доминирует в качестве источника знания о внешнем мире. Поэтому Икеда преобразует аудиальную информацию в некий визуальный код, который зритель может считать при помощи зрения. Материализуя звук в визуальных образах Риодзи Икеда актуализирует органы слухового восприятия зрителей, и заставляет анализировать сам акт получения аудиальной информации, побуждает зрение и слух работать в качестве одного канала информации.


Центр современной культуры «Гараж» 
ул. Образцова, 19/2, к. 1
www.garageccc.com